Эксперт,
17 сентября 2012 г.
Время ответственности 1650 просмотров
Повышение ответственности страховщиков и развитие их бизнес-процессов насаждаются «сверху» – через распространение на страхование Закона о защите прав потребителей, штрафы, рейтинги жалоб и создание единой базы данных в ОС ОПО.
В первом полугодии 2012 года российская страховая отрасль, несмотря на ухудшение прогнозов развития экономики, показала отличные результаты как по темпам прироста взносов, так и по величине прибыли. По данным «Эксперт РА», суммарная чистая прибыль десяти ведущих страховщиков составила 18,8 млрд рублей (11,2 млрд рублей — за первое полугодие 2011 года). Важнейшим событием на российском страховом рынке в 2012 году стало введение обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов — второго массового обязательного вида страхования. Временной лаг между введением ОСАГО и ОС ОПО составил почти девять лет.
Однако вместе с ростом рынка и расширением страхового поля возросли и обязательства страховых компаний, усложнились требования к их бизнесу. О социальной ответственности страховщиков на высшем уровне заговорили после трагедии в Крымске. Руководство страны обратилось к страховым компаниям с просьбой ускорить страховые выплаты пострадавшим от наводнения. Дополнительная ответственность дает и новые возможности — одновременно была озвучена идея введения обязательного страхования от стихийных бедствий.
Новые виды и новые технологии
Введение ОС ОПО потребовало еще большего усложнения бизнес-процессов страховых компаний. Еще несколько лет назад реализация 225-ФЗ была невозможна с точки зрения инфраструктуры. «Проект ОС ОПО технически оказался намного сложнее, чем ОСАГО. Рынок должен был одновременно запустить закон, сформировать перестраховочный пул, внедрить информационную систему. Такого в истории российского страхования еще не было. Теперь этот опыт можно тиражировать дальше», — уверен Николай Галушин, заместитель председателя правления ОАО СОГАЗ. Так, уже активно ведется работа по созданию информационной системы на рынке ОСАГО — АИС РСА. В то же время само введение ОС ОПО сопровождается некоторыми сложностями. Первая — высокий уровень недострахования. Примерно треть подлежащих страхованию опасных объектов в настоящий момент не застрахована. В первом полугодии 2012 года сумма полученных взносов по ОС ОПО оказалась существенно меньше предполагаемой ранее. «Изначально объем рынка ОС ОПО был оценен в 30 миллиардов рублей. После изменения тарифов он упал до 23,5 миллиарда рублей. Прогнозируется, что по итогам года рынок все-таки превысит 10 миллиардов рублей», — рассказывает Наталья Карпова, исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс Страхование». «В 2013 году, с подключением к обязательному страхованию опасных объектов, подлежащих страхованию с 1 января 2013 года, совокупный размер страховой премии увеличится на 2,5–3 миллиарда рублей», — добавляет Алексей Маргулян, исполнительный вице-президент, руководитель блока корпоративных продаж СГ МСК.
Таблица 1: Российские страховые компании в разрезе размерных классов, 1-е полугодие 2012 года
Неудачей можно считать реализацию новой модели сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. По состоянию на 9 июня 2012 года договоры страхования урожаев с господдержкой заключили лишь 1985 хозяйств. «Страховщики, конечно, возлагали на новый закон большие надежды, но не все они оправдались. Тенденция к расширению рынка сельскохозяйственного страхования, безусловно, наметилась, но темпы роста этого рынка существенно ниже прогнозируемых ранее», — сетует Анна Романова, начальник отдела управления по страхованию специальных рисков СГ МСК. Гибель урожая и, как следствие, значительные убытки сельхозпроизводителей в 2012 году провоцируют новый виток разговоров о реформировании системы государственной поддержки агрострахования.
Несмотря на отдельные неудачи, корпоративный сегмент продолжит свой экстенсивный рост. В конце июня 2012 года президент Владимир Путин подписал закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков, введение которого намечено на 2013 год.
Таблица 2: Составы групп
Таблица 3: Финансовые показатели ведущих российских страховщиков на 30.06.2012 (млн руб.)*
Старые виды и новая ответственность
Судьбоносные события произошли и в страховой рознице. В конце июня 2012 года пленум Верховного суда РФ утвердил постановление, распространяющее на страховую отрасль действие Закона о защите прав потребителей. В начале августа 2012 года впервые страховая компания была оштрафована за задержку выплаты по ОСАГО. «Страхователи стали чаще писать в ФСФР и ходить в суд. ФСФР активно продвигает штрафы. Штраф в 500 тысяч рублей за вовремя не выплаченное возмещение по ОСАГО — это хороший стимул по улучшению качества и сроков урегулирования убытков», — подчеркивает Алексей Кутумов, управляющий директор по розничному страхованию компании СОГАЗ.
В августе же Минюст зарегистрировал общество защиты прав потребителей «Страховой и медицинский надзор» (СиМН), а ФСФР опубликовала общероссийский рэнкинг страховщиков по числу жалоб на тысячу заключенных договоров.
За сравнительно короткий срок суммарные негативные последствия от некачественно урегулированного убытка увеличились в разы. Особенно это сказалось на массовом розничном страховании, убыточность которого остается стабильно высокой. В таких условиях страховщики будут вынуждены повышать уровень сервиса и оттачивать процедуры урегулирования убытков.
Таблица 4: Компании — лидеры в различных видах личного страхования по итогам 1-го полугодия 2012 года*
Таблица 5: Компании — лидеры в различных видах имущественного страхования по итогам 1-го полугодия 2012 года
Таблица 6: Компании — лидеры в страховании транспорта по итогам 1-го полугодия 2012 года
Изменения в законодательстве — следствие длительного процесса повышения требований государства и общества к качеству услуг страховых компаний. «Наши граждане хотят получать сервис, и страховые компании пытаются его предоставлять. Многие страховые компании оказывают услуги по урегулированию убытков 24 часа в сутки, работают по приему информации в выходные и праздники. В результате сроки по урегулированию убытков изменились», — соглашается Сергей Ефремов, исполнительный вице-президент, руководитель блока розничных продаж СГ МСК. «Компании стали более серьезно задумываться о долгосрочных отношениях с клиентами. Ведь только лояльный клиент, довольный качеством обслуживания и предлагаемым сервисом, будет оставаться в компании на протяжении нескольких лет», — соглашается Юлия Гадлиба, вице-президент по розничным продажам Группы «Ренессанс Страхование».
Чтобы повысить качество услуг, компании также вынуждены делать ставку на развитие технологий. «В последние год-полтора многие компании боролись за снижение сроков урегулирования убытков. Именно во внедрении технологий, позволяющих существенно снизить сроки урегулирования убытков, и заключаются основные инновации», — резюмирует Сергей Каменецкий, заместитель генерального директора, член правления ВСК.
Усилия страховщиков стали заметны страхователям. Как показало совместное исследование НАФИ и «Эксперт РА», в 2011–2012 годах впервые за несколько лет страхователи начали отмечать рост качества услуг страховых компаний (60% опрошенных считают, что качество обслуживания улучшилось, и лишь 16% — что ухудшилось). Тем не менее только треть опрошенных доверяют страховым компаниям, и законодательные новации призваны повысить этот уровень.
Наталья КОМЛЕВА
— Как вы можете прокомментировать события на рынке входящего перестрахования, произошедшие в 2012 году, и каковы прогнозы его развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Дмитрий Гармаш, заместитель генерального директора СПК «Юнити Ре»:
— Из-за увеличения уставного капитала рынок в определенной мере санировался, и только достаточно крупные и стабильные компании остаются на рынке. Хотя некоторым даже не помогло слияние. Год как-то проработали и пропали. В настоящий момент существует достаточно стабильное перестраховочное поле, где работает примерно 10 игроков. Но в долгосрочной перспективе в России останется 4-5 крупных компаний, которые будут заниматься перестрахованием. Одним из основных факторов роста рынка входящего перестрахования непременно останется международный бизнес. Естественно, мы, российские перестраховщики, в первый и даже во второй эшелон мировых перестраховщиков не входим, но свой достаточно приличный по качеству бизнеса сегмент занимаем. И его можно и нужно развивать. Если кто-то это делает целенаправленно, подходит к этому стратегически, то у него есть отличная перспектива.
— Сохранятся ли высокие темпы прироста взносов по страхованию СМР в 2012–2013 годах?
Радий Сулейманов, начальник отдела страхования технических рисков управления промышленного страхования департамента корпоративного бизнеса ОСАО «Ингосстрах»:
— Такие высокие темпы прироста взносов — это временное явление. Данные Росстата и различные прогнозы говорят о замедлении темпов роста российской экономики. В этом году рынок СМР может вырасти на 20–25 процентов, а рост в 2013 году зависит от того, будет ли новая волна кризиса. Но даже если экономическая ситуация будет стабильной, рост рынка СМР составит 10–15 процентов.
— Какие ключевые события ожидаются на рынке страхования СМР в 2013 году?
Александр Миллерман, генеральный директор ЗАО САО «Гефест»:
— Летом 2013 года вступает в силу поправка в Градостроительный кодекс, касающаяся изменения субъекта, на который возлагается ответственность за вред, причиненный третьим лицам. Ответственность за возмещение вреда третьим лицам переносится с подрядчиков на заказчиков, застройщиков и инвесторов, а после окончания строительства — на собственников.
— Какие тенденции можно выделить на рынке страхования СМР?
Алексей Маргулян, исполнительный вице-президент, член правления ОАО СГ МСК:
— Прежде всего, продолжается падение тарифных ставок. Конкурсы по 94-ФЗ все чаще становятся ценовыми. В конкурсе может победить неизвестная компания с сомнительным финансовым потенциалом, но предложившая минимальную цену. Иногда это следствие договоренностей между страховщиком и страхователем. К сожалению, в строительной отрасли сохраняется тенденция минимизации цены строительства любой ценой, в том числе за счет снижения качества материалов и оборудования, выбора «дешевых» подрядчиков и неквалифицированных рабочих. Это в первую очередь увеличивает риски страховщиков с неадекватно низкими тарифами.
График 1. Средний показатель рентабельности собственных средств топ-10 лидеров рынка за 1-е полугодие 2012 года превысил 20%
График 2. 60% опрошенных отмечают рост качества обслуживания в страховых компаниях за последние 3-5 лет
График 3. Лишь треть опрошенных доверяют страховым компаниям
Вся пресса за 17 сентября 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Исследования, Маркетинг, Общественное мнение, Регулирование, Страхование ОПО
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|